Тайна Туринской плащеницы  

Где находилась эта христианская реликвия до XIV века, когда о ней впервые упомянуто в официальных источниках, неизвестно. Хотя в средние века появлялись дубликаты, копии плащаницы, выставлявшиеся для верующих и даже путешествующие по разным странам.

Но почему кусок старой ткани до сих пор вызывает споры в самых разных кругах? Прежде всего потому, что на плащанице присутствует изображение Иисуса Христа в полный рост. Одухотворенное лицо, длинные, слегка вьющиеся волосы, борода. В некоторых местах савана — кровавые пятна.


Казалось бы, ничего странного. Иисус изображен на тысячах икон. Почему художники не могли изобразить Его на плащанице?

В том-то и дело, что подлинную плащаницу оказалось очень легко отличить от подделок. На копиях все было нарисовано. На подлиннике же изображение возникло непонятно каким способом.

Впервые это обнаружил итальянский фотограф Секондо Пиа (до этого плащаницу не фотографировали). После проявления пленки он обнаружил, что вместо полагающегося по всем законам физики и химии негатива в данном случае изображение позитивное! Так могло произойти, если сама плащаница является негативом… Но как это было достигнуто в те времена, когда о фотографии люди не имели никакого представления?

Или этот саван действительно не дело рук человеческих?

Словом, исследователи разделились на две группы, отстаивающие противоположные мнения. Одни считали, что плащаница — это необычайно искусная подделка и основная задача — раскрыть секрет ее изготовления. Их оппоненты уверены, что только Бог может то, чего не может человек.

Некоторых ученых, исследовавших снимки Пиа, поразили анатомические и иные подробности. Вплоть до проколов от игл тернового венца, ран от гвоздей и следов от ударов. Даже направление стекающей крови было именно таким, каким должно было быть у человека, испытывающего страшную боль и умирающего именно на кресте.

То есть медицинские, биологические аспекты, связанные с казнью на кресте вообще, совпадали с тем, что сказано в Евангелиях о конкретной мученической кончине Спасителя.

Надо сказать, что ученые предпринимали попытки скопировать картину с плащаницы самыми разными способами, в том числе с применением старинных средств, даже с учетом того, что потовые железы умершего некоторое время еще работают, и это может влиять на изображение.

Как ни странно (хотя это обычное дело: часто исследователь, доказывая собственную точку зрения, видит то, что хочет видеть), одним удачная имитация потемневших пятен показалась убедительным доказательством подлинности плащаницы, другим — ее подделки или, во всяком случае, рукотворности.

Таким образом, одни ученые пришли к Богу, признав сверхъестественность происхождения данного изображения Христа, другие просто мечтают раскрыть тайну древних технологий, запредельных для современной науки.

Изображение на плащанице не укладывается не только в научные рамки, но и в рамки наших представлений о том, что получилось бы естественным путем (как пытаются доказать некоторые исследователи). Если вы сами попробуете загримироваться соответствующим образом, будете в гриме долго находиться на жаре (от нее и от жажды страдал на кресте Христос), а потом завернетесь (или пусть вас завернут) в полотно известных размеров, то ваши испарения не напишут ту картину, которая есть на плащанице.

Если бы дело было только в человеческих испарениях, то полотно должно было так тщательно облегать каждый участок лица и тела, как воск, гипс, глина или тесто. Иначе, например на лице, ткань не коснется глазных впадин. А это уже явно исказит портрет, чего и в помине нет на плащанице.

В 1974 году к разгадке таинственного изображения подключились специалисты ВВС США. По их данным, интенсивность некоторых участков изображения на исследуемом саване меняется в зависимости от того, на каком расстоянии ткань находилась от лица и тела. Но при этом тончайшие детали присутствуют и там, где, судя по всему, кожа и ткань не соприкасались…

Так возникла версия о том, что изображение на плащанице — результат энергетического излучения самого Христа, образовавшееся в момент Его воскрешения. Или это мощное излучение Бога-Отца, при помощи которого он воскресил Сына человеческого и вознес Его на небеса. То есть само изображение возникло в результате воскрешения и вознесения как энергетический отпечаток события планетарного, космического масштаба.

Другие варианты объяснений тоже близки. Есть предположение, что уникальное, не поддающееся объяснению современной наукой изображение на плащанице возникло от воздействия космических лучей интенсивностью примерно 100 рентген. Это, возможно, частично объясняет легкую опаленность ткани плащаницы огнем, выявленное американскими специалистами.

Хотя, возможно, эта опаленность — результат пожара 1532 го- да, случившегося в часовне, построенной специально для плащаницы герцогом Савойским Луи. Тогда реликвию чудесным образом не тронул огонь, хотя расплавленные серебряные капли от ларца, где она хранилась, прожгли в ней несколько дырочек, бережно заштопанных потом монахинями. Исследователи фиксируют и следы воды от тушения того далекого пожара.

Версия о рисунке представляется наименее вероятной, так как красок, химических растворителей и всего остального, что присутствует на любом живописном полотне, на этом таинственном холсте нет. А изображение есть!

Оно уникально не только тем, что появилось непонятным образом, но и тем, что это, похоже, единственный подлинный (даже нельзя сказать — посмертный, ведь Иисус воскрес) портрет Христа.

И здесь возникло странное противоречие. На старинных канонических распятиях и на картинах религиозного содержания руки распятого Иисуса изображаются прибитыми к кресту гвоздями, вбитыми в ладони.

И в старые времена, и в наши дни известны люди, у которых возникают стигматы — раны, тождественные ранам распятого Христа на руках и на ногах. Так вот, у этих людей на руках кровоточили раны именно на ладонях.

Один из самых известных стигматиков — св. Франциск Ассисзкий, итальянский проповедник и основатель ордена францисканцев. У него раны Христовы открылись за два года до смерти, в 1224 году, после явления ему Серафима. И на руках кровоточили именно ладони, что отображает известная гравюра Дюрера.

Образование стигматов многие авторитетные ученые объясняют внушением, скорее даже самовнушением слишком впечатлительных натур, особенно фанатично верующих или просто не совсем психически здоровых людей.

Но история знает случаи, когда стигматы и кровотечения возникали у простых мирян, в том числе у детей, о фанатичности которых не могло быть и речи. Бывало, кровоточить начинали деревянные или вырезанные из кости распятия, то есть статуи Христа. Согласимся, что внушением или самовнушением это объяснить уже трудно.

Так вот, французский хирург Пьер Барбе, изучая снимки плащаницы уже в первой половине XX века, обратил внимание, что кровавые пятна от гвоздей здесь находятся не на ладонях, а на запястьях. Как же так?

Понятно, что изображение на плащанице — самое раннее, поэтому должно заслуживать наибольшего доверия. Поздние церковные изображения в этом смысле больше зависят от представлений о распятии Христа отцов церкви и художников. Оригинала-то не было… Если оригинал — это плащаница, то она хранилась в такой глубокой тайне, что, похоже, о ней не знали даже самые влиятельные епископы.

Барбе провел многочисленные опыты в анатомическом театре, которые доказали следующее: тело удерживают только гвозди, вбитые в запястья; на гвоздях, вбитых в ладони, человеческое тело не держится, падает.

К результатам современных опытов хотелось, конечно, прибавить и доказательства, полученные из древних могил, где погребены люди, казненные таким же способом. Такие доказательства нашлись в 1968 году в Иерусалиме, во время раскопок древнего захоронения. Там у человека, распятого на кресте, руки были пробиты гвоздями именно в запястьях.

Но почему же стигматы, возникающие у людей, кровоточили на ладонях?

Нам кажется, сами стигматы возникают по воле Высших Сил. Но место кровотечения определяет, скорее всего, подсознательно, сам носитель Христовых ран, исходя из своих представлений, складывающихся из увиденного в храмах, из услышанного от священнослужителей, из прочитанного. Именно в этой части можно согласится с учеными, объясняющими стигматы внушением или самовнушением. Но только в этой части.

Интересны факты, приведенные в публикациях о плащанице питерских историков О. Арутюнова и Н. Жуковской. Например, благодаря использованию современных криминалистических методов (при компьютерном сканировании лика, сфотографированного в поляризованном свете) исследователи увидели отпечатки монет на глазах, которыми обычно закрывали глаза усопших, но которых не было видно до этого. Удалось разобрать такие элементы рисунка монет, по которым их можно конкретно причислить к определенному периоду человеческой истории. В нашем случае это 30 год. Одна из монет с надписью “император Тиберий” является денежкой, которая тогда называлась лептой Пилата.

Много интересного об исследованиях плащаницы опубликовал “Нэйшнл Джиографик”. Только в последней трети XX века плащаницу удалось исследовать не по фотографиям. Первые анализы датированы 1969 и 1973 годами. Первыми специалистами, кому доверило духовенство эту святыню, были криминалисты, в частности швейцарец Фрей.

С помощью стерильного микропылесоса, снабженного клейкой лентой, исследователю удалось собрать и рассмотреть под микроскопом примерно полсотни разновидностей пыльцы тех растений, которые росли в Палестине, в бассейне Мертвого моря и т. д. То есть география совпадала.

Специалист по текстилю Расс из Бельгии по паре фрагментов и нескольким нитям полотна плащаницы смог установить, что ее ткань выткана из льна типичным в античные времена способом. Удалось даже выяснить, что фрагменты хлопка между волокнами — с Ближнего Востока.

Многих поражала уникальная сохранность плащаницы. Согласимся: не истлеть, не сгнить и не рассыпаться в прах на протяжении почти двух тысячелетий обычному кусочку ткани весьма трудно. А на плащанице нет даже следов плесени.

И здесь к возможному попечительству Высших Сил добавляются вполне естественные способы консервации. В трудах Плиния найдено упоминание об использовании в старые времена для стирки мыльной травы, которая имеет антигрибковые, а значит, и противоплесневые свойства. Похоже, ткань плащаницы могла быть выстирана в растворе этой травы. Уже в наше время опытные образцы тканей исследователи выстирали в мыльной траве, которая растет и сейчас. Оказалось, что ткань, побывавшая в растворе мыльной воды, больше подпаливается огнем (помните подпалины на плащанице), чем не прошедшая такую обработку.

Как уже говорилось, для исследования снимков плащаницы использовался и компьютерный анализ. Специалистам из ВВС США удалось цифровым образом записать плотность и насыщенность тонов изображения на плащанице и трансформировать эти данные в рельефное изображение, которое наложили на специальный рифленый картон. Получившийся в результате этих трудов макет явил объемное изображение, как бы барельеф или голограмму.

На первый взгляд кажется, что это заслуга уникальных компьютерных технологий. Только вот на базе других рисунков, живописных полотен и фотографий та же умная программа бессильна воссоздать объем. Выходит, он непостижимым образом зашифрован в плоском изображении плащаницы…

Голографическое изображение тела человека на плащанице сделано с точностью до 0, 00001 мм. Это существенная деталь, сильно смущающая сторонников рукотворности реликвии. К тому же сама голо-графия изобретена Д. Габором только в 1947 году. Если учесть, что, как уже говорилось выше, голо-грамма была еще и негативом, становится ясно: этого не мог сотворить ни во времена Христа, ни в XIII веке (напомним, плащаница официально как бы появилась в XIV веке) даже самый талантливый художник или самый гениальный ученый.

После изучения материалов по данному вопросу московский исследователь М. Перепелицын получил снимок Христа с голографического негатива. Тут же возникло вот какое предположение: на плащанице в результате воздействия смертельных для простого смертного космических или Божественных энергий, вибраций, связанных с чудом воскрешения и вознесения, отпечатался портрет эфирного (или астрального) двойника Христа.

Надо сказать, что Туринской плащаницу называют по имени итальянского города Турина, где она хранится, после многих лет скитаний, с 1578 года. И первое крупномасштабное исследование этой реликвии было предпринято учеными в 1978 году, когда пышно праздновалось четырехсотлетнее пребывание плащаницы в Турине в соборе св. Джованни Батисти. Реликвию публично демонстрировали в дни торжеств (в течение полутора месяцев), и это было всего второй раз за столетие.

После того, как демонстрация закончилась и схлынули толпы паломников, загадочное полотно на строгих условиях и на совершенно определенное и небольшое время попало в руки ученых. Было проведено много исследований, в том числе с использованием космической аппаратуры. Но загадок не уменьшилось, а разгадок не прибавилось.

Например, выяснилось, что бурые пятна — именно следы человеческой крови. В то же время веществ, которые должны входить в состав любых красок (ведь на полотне плащаницы — цветной портрет), так и не нашли.


Двое физиков выдвинули гипотезу о появлении изображения в результате облучения от термоядерной реакции. Но как это могло быть осуществлено? Ответ на все вопросы мог быть получен после ответа на один-единственный вопрос: когда?

Многие надеялись, что спор разрешит радиоуглеродная датировка полотна плащаницы. Добиваться разрешения церковных властей на применение этого метода пришлось довольно долго: десять лет. Ватикан упорствовал не из злого умысла. Дело в том, что для радиоуглеродного анализа было необходимо отрезать от реликвии несколько сантиметров полотна...

Но в 1988 году у ученых появился наконец кусочек заветной ткани всего один сантиметр в ширину и семь — в длину. Драгоценную ткань разрезали на три одинаковых кусочка, запечатали в специальные капсулы и отправили в лаборатории трех университетов — в Оксфорд, Цюрих и Аризону. К каждой капсуле с подлинным кусочком плащаницы для чистоты эксперимента добавили несколько аналогичных, в которых были похожие образцы подлинных древних тканей разных времен.

Специалисты всех трех университетов независимо друг от друга датировали происхождение плащаницы во время от 1260 до 1390 года. То есть получается, ценнейшей христианской реликвии на тысячу с лишним лет меньше, чем должно быть. Ведь ткань, в которую был завернут снятый с креста Иисус, должна быть ровесницей Христа…

Сторонники версии о подделке торжествовали. Но их оппоненты не торопились признать поражение. Ведь чудо — налицо, и пока его объяснить не представляется возможным. Эти же аргументы приводят и священнослужители.

Некоторые ученые полагают, что космическое излучение неизвестной природы, которое они считают причиной возникновения исследуемого


Главная
Гостевая книга
Напишите мне

Hosted by uCoz